«Волшебные нотки»
Программа занятий
1 год обучения
Сентябрь - Октябрь
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Развитие речевого и певческого дыхания. 4. Усвоение певческих навыков.
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; - разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность. Способствовать вентиляции легких, интенсивному кровообращению. Упражнять детей в точном интонировании терции, трезвучия. Подготавливать голосовой аппарат к пению песен, развивать чувство ритма. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. |
«Песенка приветствие» Картушина. «Сказка о том, как язычок друзей искал» Картушина. «Вдох и выдох» Н.И.Журавленко, «Дирижер» Картушина «Колокол», «Колокольчик», «На заре» Картушина. «Мамочка и я» (сл. и муз. М. Ногиновой) |
Ноябрь
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
1. Игра – приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Развитие речевого и певческого дыхания. 4. Усвоение певческих навыков. 5. Пение. |
Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Закрепить правильное положение рта при пропевании гласных на одном звуке. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок. |
«Здравствуйте» Картушина. «Ручеек» Картушина. «Расческа» «Быстро – медленно», «Попеременное дыхание» (по методу йогов). Стихотворение «Гласные», «Гуси», «Листики летят». «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен. «Учим петь детей 5-6 лет») |
Декабрь
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
1.Коммуникативная игра – приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Развитие речевого и певческого дыхания. 4. Усвоение певческих навыков. 5. Пение. |
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Тренировать все мышцы дыхательной системы. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке. Точно передавать ритмический рисунок мелодии. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук. Формировать сценическую культуру (речи и движения). |
«Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищелкивание язычком. «Машина» (В. Емельянов) «Кошечка» А.Н. Стрельникова «Котенок и шар» Картушина «Кузнечик», «Три сороки» Картушина. «Новогодние пожелания» (муз. и сл Т. Хижинской. сборник «Зима») |
Январь
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
1.Коммуникативная игра – приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Развитие речевого и певческого дыхания. 4. Усвоение певческих навыков. 5. Пение. |
Освоение пространства, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Развивать силу дыхательных мышц. Профилактика респираторных заболеваний. Продолжать работу над развитием голоса детей. Добиваться чистоты интонирования, развивать чувство ритма. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления , точно попадая на первый звук. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. |
«Здравствуйте» Картушина. Работа с губами:(покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». «Синьор Помидор» по Лазареву, «Петух» (по Толкачеву). «Птенчик», «Зимние забавы» Картушина. «Метелица» (р.н.п. сборник «Народные игры и хороводы») |
Февраль
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра – приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Развитие речевого и певческого дыхания. 4. Усвоение вокальных навыков. 5. Пение. |
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Пневмопластические упражнения направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание. Способствовать очищению легких, оздоровлению дыхательной системы. Учить детей красивому пропеванию гласных звуков, четко проговаривать текст, выполняя ритмический рисунок. Продолжать развивать умение детей чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. |
«Здравствуйте» Катрушина. «На болоте» (по М.Л. Лазареву). «Ежик» (по Толкачеву), «Ветер» Картушина. «Колыбельная», «Кролик» Картушина. «В День Победы» (муз. Г. Ребровой, сл. Н. Френкель. Сборник «Песни о Родине» |
Март
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
1. Игра – приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Развитие речевого и певческого дыхания. 4. Усвоение певческих навыков. 5. Пение. |
Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Стимуляция обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации, которая улучшает микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, расслабляет мускулатуру бронхов. Работа над дикцией и артикуляцией. Учить детей петь, изменяя силу голоса и темп по руке педагога. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, пропевая звуки. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук. Способствовать развитию у детей выразительного пения. |
«Здравствуйте» Картушина. «Машина» - вибрация губ. «Самолет» - на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) по В. Емельянову. «Муха» (по М.Л. Лазареву). «Чайник» Картушина. «Вагоны», «Села кошка на такси» Картушина. «Кончается зима» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой. «Учим петь детей 5-6 лет») |
Апрель
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра – приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Развитие речевого и певческого дыхания. 4. Усвоение певческих навыков. 5. Пение. |
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Стимулировать микроциркуляцию крови и обмен веществ в области головы и шеи. Закреплять быстрое произнесение звонких и глухих согласных звуков, протяжное – свистящих и шипящих, звуковысотное пропевание - сонорных. Правильно интонировать мелодии с нисходящим движением, пропевать попевки в «высокой позиции».Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, удивленно, ласково и т.д. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Учить исполнению песен эмоционально и выразительно. |
«Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищелкивание язычком; «Машина» - вибрация губ (по В. Емельянову). «Комар» (по Лазареву). «Кастрюля – хитрюля» Картушина. «Согласные звуки», «Василек»,скороговорки. «Мой прадедушка» (муз. и сл. Е. Лыжовой, сборник «Песни о Родине») |
Май
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра – приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Развитие речевого и певческого дыхания. 4.Усвоение певческих навыков. 5. Пение. |
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Стимулировать микроциркуляцию крови и обмена веществ в области грудной клетки. Продолжение работы над интонацией при пении трезвучий, поступенного движения мелодии. Развитие ладового чувства, умение попадать в тонику. Совершенствовать вокальные навыки: Петь естественно, без напряжения. Чисто интонировать в удобном диапазоне. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение. Самостоятельно попадать в тонику. Исполнять песни выразительно. |
«Здравствуйте» Картушина. «Зарядка язычка», «Трубочка и улыбка». «Жук». Произнесение на одном дыхании скороговорок. «Бубенчики», «Что ты хочешь, кошечка?» «Песенка — чудесенка» (сл. В. Гудимова, муз. О. Девочкиной. Сборник «Песни») |
2 год обучения
Сентябрь - Октябрь
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Способствовать правильному звукообразованию. Активизация мышц языка и интонирование одного звука или трезвучия. Оздоровление дыхательной системы. Умение сочетать вдох и выдох с движением. Работа над правильным интонированием нижнего тетрахорда мажорной гаммы при нисходящем движении. Упражнять детей в чистом интонировании поступенного движения мелодии вверх и вниз. Упражнять детей правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Отчетливо пропевать гласные и согласные в словах. Приучать к пению а capella. |
«Песенка-приветствие» М. Картушина – О.Нехорошкина. «Ручеек». «Дыхательная зарядка». Л. Казарновская. «Скок-поскок» р.н.п., «Пой со мной» М. Картушина – Т. Тютюнникова. «Песенка о зонтике» (сл. И муз. М. Ногиновой) |
Ноябрь
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
|
Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к пению. Озвучивание артикуляционных упражнений. Тренировка в пропевании глиссандо вверх и вниз. Тренировка на равномерность выдоха, произнесение звуков и выстраивание круга. Развитие чувства лада у детей. Воспитывать умение самостоятельно попадать в тонику. Расширение диапазона певческого голоса. Отработка фиксированной звуковысотности в грудном режиме и фальцетного звука. Продолжать учить детей петь выразительно, передавая динамику. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок. |
«Песенка-приветствие» М. Картушина. «Мотоцикл» В. Емельянов. «Воздушный шар» М. Картушина. «Слон», «Попрошайка» М. Картушина. «Девочки торопятся» (муз. и сл. Я Жабко. Сборник «Песни о маме») |
Декабрь
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
|
Освоение пространства, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать охране и укреплению здоровья детей. Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Развитие процессов самоконтроля и произвольности. Развитие свободы, воображения и двигательной импровизации. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии. Пение мажорного звукоряда. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Продолжать развивать умениеь детей петь в унисон. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук. Развивать умение петь под фонограмму. |
«Здравствуйте» М Картушина. Скороговорки «На дворе трава…» Упражнение «Лошадка» «Горячая картошка» И. Петрова «Музыкальные игры для дошкольников». «Жираф» Л. Демидова «В королевстве детей» (муз. и сл. Н. Куликовой. сборник «Зима» |
Январь
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
|
Установление контактов со сверстниками и руководителем. Пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе и с изменяющейся динамикой. Развитие внимания и реакции на указания педагога. Развитие силы дыхательных мышц. Энергетическая подзарядка солнечного сплетения. Развитие ладового чувства и музыкально – слуховых представлений вообще. Работа над динамикой. Работа над динамическими нюансами при исполнении песен. Сохранение постепенности и ансамбля при исполнении подвижных нюансов. Развивать умение выработать динамический план исполнения песни. |
«Песенка-приветствие» М. Картушина. «От топота копыт». «Скворцы и синицы». «Силовое дыхание», «Стрекоза». М. Картушина. (по М. Л. Лазареву) «Эхо» м. Картушина. «Кошкин дом» М. Картушина. «Что мы Родиной зовем?» (сл. В. Степанова, муз. Н. Кочегаровой. Сборник «Песни о Родине») |
Февраль
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
|
Установление контактов со сверстниками и руководителем. Самомассаж. Пропевание и проговаривание скороговорок по подгруппам, каноном, с отмечанием метрической пульсации хлопками. Развитие внимания и реакции на указания педагога. Развитие силы дыхательных мышц. Работа над бесшумным, равномерным и интенсивным выдохом. Работа над интонированием нижнего тетрахорда мажорной гаммы при движении вверх и вниз. Расширение диапазона по методу В. Емельянова. Пение песен округлым и прикрытым звуком. Обращать внимание на произношение согласных:
|
«Песенка-приветствие» М. Картушина. «От топота копыт». «Щенок» М. Картушина. сл. С. Маршака. «Мороз», дети дуют на бумажные снежинки под музыку вальса. «Друзья» М.Картушина. «Как на горке снег, снег» М. Картушина «Радужная песенка» (сл. и муз. Т. ШикаловойСборник «Песни») |
Март
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
|
Освоение пространства, психологическая настройка на работу. Самомассаж. Сочетание пения с активной артикуляцией и движений пальцев рук. Развитие двигательных свойств речевых органов при выполнении ритмических движений. Развитие умения детей сохранять состояние вдоха до начала пения. Дать детям понятие темпа в музыке. Объяснить, что он тесно связан с характером, стилем песни, а так же с индивидуальностью артиста. Ощущение темпа через вои внутренние ощущения. Следить за темповыми изменениями в исполняемых песнях. Формировать умение детей составить темповый план произведения. Соблюдение ритмических рисунков и динамических оттенков в разучиваемых песнях. |
«Песенка-приветствие» М. Картушина. «Семья»,»Гном» Н. Нищева, Л. Гавришева. «Резиновый круг», «Губная вибрация» М. Картушина, К. Тарасова. «Мы едем на автобусе» «Прялица» (р.н.п.сборник «Р. Н. Игры и хороводы») |
Апрель
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
2.Артикуляционная гимнастика. 3.Развитие речевого и певческого дыхания. 4. Усвоение вокальных навыков. 5. Пение. |
Освоение пространства, установление контактов. Самомасаж. Развитие координации речи с движением, развитие чувства ритма. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Увеличение объема дыхания. Закрепление навыков певческого дыхания и подготовка голоса к дальнейшей работе. Работа над выразительностью. Работа над выразительным исполнением песни, сочетая пение и движения. Прислушиваться к звучанию инструмента и фонограммы, чтобы попасть в тональность. |
«Песенка – приветствие» М. Картушина. «Верба», «Мяч» Н. Нищева, Л. Гавришева. Проговаривание предложений, разных по продолжительности. «Едем в гости» «Паровоз» М. Картушина. Произнесение звуков с разной интонацией. «А.о,у,и» И. Скрыпник. «И тобой, прадедушка, я горжусь» (сл. и муз. И. И Г. Квактун.сборник «Песни о Родине») |
Май
Содержание работы |
Задачи |
Музыкальный материал |
5. Пение. |
Психологическая настройка на занятие. Автоматизация аффрикат. Умение сочетать пение и движения рук. Закрепление навыков певческого дыхания и подготовка голоса к дальнейшей работе. Работа над четкостью и ритмичностью произношения текста с разной динамикой. Развивать умение пользоваться разной тембровой окраски для передачи необходимых нюансов содержания песни. Закрепление представления о различных видах песен. Поощрять индивидуальность при исполнении песен. |
«Песенка – приветствие» М. Картушина. «Щука», «Это я» Н. Нищева, Л. Гавришева. Комплекс дыхательных упражнений под музыку. «Ветер» М. Картушина. Ритмодекламация. «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский. В. Лунин. «Солнечная песенка» (муз. и сл. Т. Бочковской. Сборник «Песни») |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»